Плотное кольцо соевых полей мешает выпасу скота в ЕАО — села избавляются от коров

Фильтры

Регион

Новости

Плотное кольцо соевых полей мешает выпасу скота в ЕАО — села избавляются от коров

Из-за низкой закупочной стоимости молока и мяса держать живность в деревне многим стало экономически не выгодно

Соевые поля, окружившие плотным кольцом села ЕАО, вытесняют общественные пастбища. Владельцы крупного рогатого скота вынуждены избавляться от живности. В противном случае они получат предписание за выпас животных на территории населенных пунктов. Из-за низкой закупочной стоимости молока и мяса держать коров многим сельским жителям экономически невыгодно, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Надежды Гришиной в газете "Биробиджанер Штерн".

"Почем никому не нужная корова?

И эти слова — не начало нового анекдота

В тесноте и — с обидой

С начала этого года на заседаниях административной комиссии администрации Октябрьского района рассмотрено больше десятка протоколов, составленных на владельцев крупного рогатого скота за выпас животных на территории населенных пунктов.

Шести жителям сел на первый раз были вынесены устные замечания. Пятерым придется заплатить штрафы в размере от 4-х до 5-ти тысяч рублей. Конечно, то, что по улицам сел бродят коровы и быки, — явление ненормальное, а порой и опасное. Но где им еще ходить, если большинство сел со всех сторон окружено плотным кольцом соевых полей, являющихся фермерской собственностью?

У жительницы села Екатерино-Никольского Ларисы Мирошниченко, которая держит в своем подсобном хозяйстве трех коров, после заседания административной комиссии появилось желание поскорее избавиться от скота. В ее селе нет общественного стада, поэтому ей приходится просто выгонять буренок за калитку. Пастбище находится в 6-ти км от села. Чтобы попасть туда, пастуху нужно гнать стадо через фермерские поля, за потраву которых предусмотрена материальная ответственность. Поэтому желающих пасти скот не находится. И каждый владелец вынужден решать эту проблему самостоятельно. Кто-то пасет своих коров сам на пустырях и заброшенных огородах. Кто-то, имея транспорт, косит для них траву на тех участках, которые еще свободны от посевов сои.

Кому парное молоко?

Продать молоко, по словам женщины, даже 50 рублей за литр, дешевле, чем в магазине, тоже большая проблема. Многие уже успели настолько привыкнуть к нормализованному молоку или восстановленному из сухого в тетрапаках и бутылках, что от натурального парного отказываются. Да и просто пастеризованное молоко удобней для хранения и перевозки — в легкой картонной таре и продукт после термообработки хранится более месяца. Еще причина – до магазина, где не требуют чистую банку под молоко, зачастую бывает ближе, чем до частного подворья. Молокоприемного пункта в селе нет. Поэтому хозяйка вынуждена отдавать молоко телятам и поросятам.

Из-за дороговизны кормов свежая говядина подорожала настолько, что не по карману небогатому сельскому населению. Городские перекупщики предлагают селянам за корову весом не меньше 500 кг от 30-ти до 40 тысяч рублей. А стоит она не меньше 50-60 тысяч. Кто захочет отдавать плоды своего труда практически за бесценок?

Сразу после заседания административной комиссии расстроенная Лариса, которой было вынесено устное предупреждение, обратилась к главе единственного в Октябрьском районе животноводческого хозяйства Евгению Вульфу с предложением купить у нее всех коров.

Но ветврач хозяйства принимать новых животных в стадо отказалась. И не только из-за соображений ветеринарной безопасности. В КФХ и так хватает проблем со сбытом продукции. Из 500 кг молока, получаемого на ферме ежедневно, часть местным населением не раскупается. И остатки приходится отправлять на перерабатывающий комбинат в Биробиджан по цене, которая не менялась, наверное, уже лет семь, — по 18 рублей за литр — очень дешево.

Из-за того, что вокруг Амурзета практически не осталось пастбищ, последний свободный кусок земли по соседству с фермой этой весной был отдан главой района казакам, траву для 153 голов скота приходится ежедневно косить и возить с Картошихи (местность под Амурзетом) — за 15 км от районного центра. Новое соевое поле находится прямо через дорогу от улицы Северной. Обработка его гербицидами производилась с воздуха. Никто даже не подумал о том, чем придется дышать ее жителям.

Доходы прежде всего

По словам главы Амурзетского сельского поселения Николая Шаляпина, полномочия по управлению землей за последние годы несколько раз переходили от администрации района к поселению и наоборот. И никто при сдаче новых участков в аренду не спрашивал мнения администрации поселения на этот счет.

Хотя справедливости ради нужно сказать, что и сама администрация поселения в стремлении получить в собственный бюджет как можно больше доходов от аренды земли тоже совсем не думала о частных владельцах крупного рогатого скота, так же, как местные фермеры, кое-где успевшие оформить в собственность даже бывшие частные огороды.

Причем это касается всех сельских поселений. В селе Полевом пастбище для частного скота, которого осталось так мало, что пасти его стало экономически невыгодно, находится в 4-х км от села. Коровы свободно бродят по селу. Дошло до того, что администрация поселения предложила владельцам скота пасти животных на заброшенном сельском стадионе. И это — не анекдот.

Под посевы сои в Октябрьском районе в первую очередь были заняты паевые земли бывших совхозов. В том же самом Екатерино-Никольском поля и раньше подходили к самому селу. Но самый авторитетный директор Пограничного совхоза Виктор Иосифович Пименов, понимая, насколько жителям села важно иметь собственные молоко и мясо, выделял десятки гектаров совхозной земли под общественные пастбища. Этого руководителя до сих пор добрым словом вспоминают жители села. Никто из местных фермеров сегодня свою землю под пастбища, конечно, не отдаст.

Пасти скот относительно свободно в поймах малых рек и озер пока еще могут жители Самары, Лугового, Нагибово, Доброго, Ручейков, Пузино, Благословенного. Не стоит и так остро проблема сбыта молока в тех селах, где еще работают молокоприемные пункты. Но цены на молоко население давно не устраивают. И поголовье скота по этой причине там тоже постоянно сокращается.

Цена свободы

Конечно, за последние десятилетия изменилась не только наша страна, но и деревня, которую в былые времена все пытались "дотянуть" по качеству жизни до городского уровня. Многие из селян сегодня сами хотят жить так же свободно, как горожане. Поэтому не только не держат никакой живности, что очень дорого и хлопотно, но и отказались от огородов. Круглый год они покупают в магазинах уже мытые овощи, герметично упакованное лазовское, переяславское и благовещенское молоко и мясо — чаще всего в виде куриных полуфабрикатов и мясных консервов.

Держат на подворьях крупный рогатый скот сегодня в основном главы местных крестьянско-фермерских хозяйств и их работники, получающие часть зарплаты в виде ставших очень дорогими сена и зерна. Или люди, которые привыкли жить за счет доходов от подсобного хозяйства. Но таких с каждым годом становится все меньше. К сожалению, многие из владельцев коров, еще рассуждая по старинке, продолжают ждать, когда односельчане придут к ним за молоком, не понимая, что в изменившихся условиях должны сами предлагать его, причем, может быть, даже с доставкой на дом.

За последние 5 лет поголовье крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах и КФХ Октябрьского района, по данным районной ветеринарной службы, сократилось почти вдвое — до 1 тысячи голов. Никого уже не удивляет, что за свежим молоком для детей в Амурзет, в ларек единственного животноводческого КФХ Евгения Вульфа, едут жители окрестных деревень, потому что не могут купить его в своих населенных пунктах. Дефицитом стал в селах даже навоз. На прилавке одного из хозяйственных магазинов райцентра сама недавно видела расфасованный в литровые пластиковые флаконы натуральный экстракт коровяка, обогащенный микроэлементами, под названием "Радогор". Знакомая продавец и хозяйка тогда посоветовала: "Бери. Последний остался. Весь расхватали…".

Что будет с личными подсобными хозяйствами Октябрьского района дальше, трудно сказать. Может быть, они и останутся у тех, кто, не надеясь на местные власти, успел оформить на себя несколько дальневосточных гектаров и собирается использовать их для выпаса собственного скота или производства кормов, как это уже сделали, например, Новоженовы из села Благословенного или Сергей Пеньков из Амурзета. В комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района нам сообщили, что на сегодняшний день его жителями заключено 55 коллективных и индивидуальных договоров на использование 120-ти гектаров земли. И бесплатной земли в районе больше не осталось…", — говорится в статье.

Источник: eaomedia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)